Заботы без конца и края
Подразделение обязанностей на мужские и женские все чаще подвергается жесткой критике, тем не менее, труд женщины до сих пор часто воспринимается общественным сознанием как нечто незначительное, нарочито легкое и легковесное: «Подумаешь, убрала по дому — для этого много ума не надо!».
И поскольку постмодернистская культура предпочитает распространять послания в изобразительной и иносказательной форме, то способы протеста против гендерного шовинизма радуют пестрым разнообразием.
Английская художница Элиза Беннетт выразила свое несогласие с пренебрежительным отношением к женскому труду, придумав необычный бодиарт со слоганом «A womans works is never done». Она использовала нити для того, чтобы выполнить вышивку на коже собственной ладони! Розовые, темно-красные, оранжевые и светло-бежевые нити, переплетаясь и подчеркивая сгибы ладони и пальцев, создали образ натруженной, покрытой волдырями и кровавыми трещинами руки.
Такие руки у женщин, которым приходится изо дня в день выполнять традиционные «женские» обязанности: убирать, ткать, готовить и помогать по дому. Тяжелый малоквалифицированный труд совсем не так прост, как принято думать. Он изнуряет и истощает.
Тезка знаменитой Лиззи Беннет, героини романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», с истинно английским остроумием выбрала для создания своего манифеста искусство вышивальщиц, испокон веков ассоциируемое с женственностью, аристократичностью и утонченностью.