HIROLOGOS

Жизнь прожить – не поле перейти

Итальянский сюрреалист Тито Саломони часто использовал в картинах игру в шахматы или в карты как метафору жизненного пути. Однако рваные края шахматного поля и скрытые под ним сложные часовые механизмы намекают, что правила этой игры отличаются от общеизвестных.

Тито Саламони Ключ

Посреди пустынного пейзажа с обветшалыми от древности сводами и истлевшими занавесями, застывшими вне времени, идет неумолимая игра с участием совсем еще юной девочки. Помимо привычных шахматных фигур в партии участвуют алхимические символы: волчок, олицетворяющий весь мир в равновесии между хаосом и постоянством, додекаэдрический кристалл — форма Мира и Земли как микрокосма по Пифагору, стальной циркуль — атрибут масонства, представляющий собой умения рассуждать и распознавать, и, наконец, роза — сложный многозначный символ средневековой философии. Она обозначала амбивалентные понятия: небесное совершенство и земную страсть, девственность и плодородие, жизнь и смерть. Для каббалистов роза — мистический центр, душа Мира. Увядшие лепестки розы, упавшие на доску, могут символизировать смертность, мимолетность всего цветущего, радостного, живого.

 

Пройти по шахматной доске, сталкиваясь с упомянутыми могущественными силами, придется и фигурке девочки, которую поддерживают легкомысленные воздушные шарики — символ надежды, но в то же время непостоянства. Выиграть в партии против таких соперников едва ли возможно, выжить — быть может... Но каждый стремится пройти это поле, ведь за ним маячит желанная награда — ключ Познания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить