HIROLOGOS

Взоры поборников национализма часто обращены в прошлое. Именно там, за седой пеленой веков, овеянные славой бесстрашные герои творили историю их страны, закладывая основы государственности.

Граффити в Белфасте

Граффити во всю бетонную стену четырехэтажного дома создал британский уличный художник по прозвищу Phlegm для фестиваля Bloop на Ибице. Подобно барону Мюнгхаузену, который, как известно, сам вытащил себя из болота за косичку, две механические руки, совершенные в своем технологическом изяществе, приводят друг друга в движение.

На рисунке уличного художника Case (Германия, Франкфурт) изображена игрушка-марионетка, символизирующая нечто беспомощное. Она находится в плену человеческих рук, тем самым как бы показывая, что человек не властен сделать даже незначительный выбор в своей собственной жизни. Запутываясь и падая в бессмысленном танце, марионетка повисла в воздухе, она полностью управляема ловкими пальцами и ведома лишь мечтами о светлом будущем, которые так и никогда не исполнятся, находясь в голове существа безвольного.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет

(И.А. Крылов)

25-летний граффитист под псевдонимом Gaia — уже признанный критиками мэтр современного искусства и проводит персональные выставки в музеях и галереях Нью-Йорка, Вашингтона, Лос Анджелеса, Чикаго, Сан-Франциско, Майами, Балтимора, Лондона и Сеула. В 2008 году газета The New York Times не поскупилась на похвалу молодому таланту, заявив, что художник оседлал пресловутый Zeitgeist и мы еще о нем не раз услышим.

Руки расскажут так много о своем владельце. Жилистые, огрубевшие, покрытые морщинами, они поведают о жизни, заполненной тяжким трудом и лишениями. Напротив, мягкая гладкая кожа укажет на человека, легко и беззаботно идущего по жизни, не подвергнувшегося испытаниям и, возможно, так не узнавшего, на что он способен. Среда и образ жизни оставляют отпечаток на руках, которые взаимодействуют с миром, напитываются им и таким образом обретают форму.

Стрит арт руки

Мы, неузнанные друг другом,

Задевая друг друга идем

(Е.А. Евтушенко)

 

На улицах многомиллионного Нью-Йорка появились граффити, призывающие двух незнакомых между собой прохожих приложить руку к стене и отстраниться только тогда, когда они узнают больше друг о друге (дословно: «перестанут быть чужаками»). «Житейский опыт» (living experiences) гласит подпись под рисунком.

Убирайте руки, когда перестанете быть чужими

Церковь… Долгие века она господствовала над умами людей, была крупнейшим феодалом, благословляла и преследовала. Вопиющая двойственность этого социального института мало кого оставляет равнодушным и сегодня. Не обошли вниманием религиозную тематику и граффитисты Чили.

Квадратная поверхность стены симметрично делится надвое. Однако фигура, через которую проходит условная линия, далеко не симметрична. Условно говоря, одна сторона – официальная, солнечная, благостная, другая – темная, ночная, даже преступная.

Искусство графити и стрит-арта весьма близко по духу и стилистике постмодернистской эстетике. В последней преобладают мотивы эклектики (смешения стилей), игры, пародии. Впрочем, согласно неписаным законам жанра пародия должна быть на порядок выше оригинала. Что же касается художника, то он менее всего должен быть копиистом и ремесленником. От него требуется взглянуть на мир остраненно – т.е. увидеть в обычном и приевшемся новое, необычное, влить, так сказать, старое вино в новые меха. Все-таки классика – не священная корова. Она может и должна восприниматься по-новому, остро и неожиданно. Лишь бы без глумления и кощунства.

Благодать из отеческих рук