HIROLOGOS

История становления дактилоскопии. Роберт Гейндль, Эдмон Локар. (часть 1)

1-nikola-renjeНам привычно судить о людях по лицу. Однако иногда достаточно даже беглого взгляда на руки того или иного человека, чтобы захотелось, мягко говоря, «уточнить» это мнение. Не правда ли, эта часть тела настолько выразительна, что подчас может рассказать о своем обладателе гораздо больше, чем его лицо, высказывания, а в иных случаях – и поступки? Стоит вглядеться в персонажей картин «старых мастеров» и с этим уже трудно спорить. Неудивительно в таком случае, что Франсиско Гойя, по преданию, даже брал за изображение на портретах рук свою, отдельную плату.

 

Весьма реалистические изображения рук присутствуют уже в наскальных рисунках первобытных людей. Позже значение этого органа подчеркивалось традицией изготовления, наряду с посмертными масками, еще и слепков с кистей рук. Эта традиция жива до сих пор. Между тем впечатление от внешней, тыльной стороны кисти (чему, увы, уделяется наибольшее внимание) не идет ни в какое сравнение с той информацией, которую можно почерпнуть с ее внутренней поверхности! Для понимания особенностей человека значение такой информации невозможно переоценить. Кожа здесь представлена специфическими гребешками, по которым и зовется «гребневой». В некоторых местах ладоней и пальцев эти гребешки образуют замысловатые узоры, таящие в себе фантастические запасы информации!

 

2-petli-dugi-zavitky

 

О существовании гребневой кожи теперь наслышаны многие, поскольку именно по ее особенностям криминалисты идентифицируют личность того или иного человека. А ведь само понимание возможности такой идентификации пришло к человечеству далеко не сразу.

3-unusual-uzory

Несомненно, первые сведения о гребневой коже и рисунках, ею образуемых (среди них наиболее известны узоры на кончиках пальцев), зародились не в Европе, а пришли сюда с востока – из Индии и Китая. Впрочем, самый древний след знаний такого рода зафиксирован не в Азии, а, что удивительно, на Североамериканском континенте, в Новой Шотландии. Здесь, у озера с непроизносимым для русского человека названием Kejimkoojik, в области индейцев Микмак, что несколько южнее Лабрадора, в 1892 г. североамериканским этнографом Герриком Меллери был найден весьма любопытный петроглиф, выражаясь доступнее – рисунок на камне.

4-petroglifЭто довольно точное изображение человеческой ладони с множеством беспорядочно идущих по ее полю линий. Любопытнее всего, что конечные фаланги пальцев на этом рисунке имеют отчетливые черты круговых узоров. По справедливому замечанию немецкого криминалиста Роберта Гейндля, неизвестный нам «автор рисунка увидал то, что для взора художников Европы до последних столетий было скрыто». Несомненно, такое изображение не могло быть единичным. Однако в настоящее время к нему можно добавить лишь рельефы на гранитных плитах из неолитического дольмена на Гавр- Инисе (L'lle de Gavr"inis) — маленьком островке в Морбианском заливе у берегов Французской Бретани (южнее Ванна). Они были обнаружены еще в 1832 г., когда раскопками курганного комплекса был вскрыт подземный коридор 13-ти метров в длину с двумя рядами каменных столбов, соединенных между собой горизонтальными плитами. На двадцати трех из этих столбов имеются специфические рисунки, состоящие из разнообразных кривых линий. Первоначально в этих знаках видели символы древних кельтских жрецов — друидов, буквы древнейших алфавитов и проч., пока в 1885 г. Александр Бертран не указал на поразительное сходство этих рисунков с узорами кожи на пальцах человека. К сожалению, его работа, опубликованная в научно-популярном журнале "Magasin pittoresque", оказалась незамеченной. В 1920 г. независимо от Бертрана сходную гипотезу выдвинул и с убедительностью доказал бельгийский криминалист Евгений Стокис.

Что же касается упомянутых Китая и Индии, то здесь знания об узорах гребневой кожи вылились в определенную культуру их использования. Так, из многочисленных и разнообразных источников известно, что в Древнем Китае широко бытовал обычай подтверждать отпечатком большого пальца всевозможные договоры и соглашения. Занимались этим в основном мужчины. В свою очередь, и женщина, вынужденная в трудных условиях жизни отдать вое чадо на временное содержание в приют, могла оставить при себе отпечатки пальцев ребенка с тем, чтобы в последующем идентифицировать его и забрать к себе. В описанных примерах так легко видеть принципы современной дактилоскопической идентификации. Однако не будем торопиться с выводами…5-kitajskij-dogovor

Думается, нет нужды подробно останавливаться на различных аспектах этой темы. Желающие подробнее узнать об использовании кожных узоров на востоке могу обратиться к труду д-ра Гейндля или «Руководству по криминалистике» Эдмона Локара. Стоит отметить лишь одно обстоятельство. Дело в том, что у китайцев была несколько странная традиция дублировать пальцевое «клеймение» документов некоторыми способами защиты. Так, например, практиковалось разрывание листов договора пополам, позволяющее в будущем сопоставить края разрыва на предмет их совпадения. Также применяли надписывание неровно сложенных листов с тем, чтобы впоследствии, при необходимости, сличить эти надписи. Для современного человека, мало-мальски искушенного в возможностях дактилоскопической идентификации, столь наивные способы дублирования защиты выглядят столь же нелепо, как клятва «честное пионерское!» или заверительное поедание земли после заключения нотариально оформленной сделки. К тому же, видевшие своими глазами древние китайские документы европейцы (в их числе и такие авторитеты в криминалистике, как Жуан Вуцетич и Эдмон Локар) отмечали, что отпечатки пальцев на иных из них столь смазаны, что никакие кожные узоры уже не читаются. Получается, что приложение руки здесь носило скорее ритуальный характер, являясь слабым отзвуком давно забытых традиций. В таком случае не видно большой разницы между жителями «Срединного Царства» и средневековыми европейцами, тоже имевшими обыкновение иногда прикладывать руку к каким-либо документам. По свидетельству Гейндля, в немецком гражданском праве даже существовало выражение «Handfеstung», под которым понималось собственноручное подтверждение документа. В Трансильвании известны старинные документы, где рядом с поставленным крестом, заменяющим подпись, имеется и отпечаток пальца. И как же тут не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина! В письме к другу – барону Дельвигу от начала июня 1825 г. из Михайловского он бросил игривый упрек в адрес Императорской династии: «Неблагодарные! 6 Пушкиных подписали избирательную Грамоту! Да двое руку приложили за неумением писать!» Следовательно, такой обычай бытовал и на Руси. Вероятнее всего, его занесли сюда восточные купцы из Китая и Индии. Впрочем, и в Германии, и в России никто не рассматривал такое «пальцепечатание» как способ создания идентификационных меток. Исходя из вышесказанного, можно не без гордости полагать, что современная дактилоскопическая идентификация – все-таки европейское детище новейшего времени. С другой стороны, получается, что китайцы давно уже забыли то, что европейцам еще только предстояло узнать.

 

Использованы материалы из книги Николая Богданова «Тайные коды тела».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить